Пройдемся по представительствам, которые работали полноценно еще в начале 2022 года, и посмотрим, что с ними стало сейчас, но для начала отметим, что нам не удалось получить официальных комментариев ни у одной из «дочек» зарубежных компаний — даже у тех, кто продолжает регулярно присылать релизы, как в былые времена — к примеру, Suzuki. В то же время кулуарно свое молчание представители зарубежных брендов объяснили примерно одинаково: «любое торчание над водой может иметь негативные последствия — лучше промолчим», «нам сказали сидеть и не отсвечивать» — ну и все в таком духе.
Начнем с самого дорогого, что у нас есть, с Porsche: как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось. Кто только из высокопоставленных чиновников не ездил на машинах этой марки! Отметим, что у Porsche в России всегда было свое представительство — ООО «Порше Руссланд», не входившее в структуру представительства Volkswagen, в отличие от прочих брендов VAGа — Skoda, Audi, Bentley.
«Порше Руссланд» и в 2022 году, и тем более в 2023-м оставалась в убытках: штаб-квартира недосчиталась 248 и 690 млн рублей соответственно. Очевидно, в нынешнем году убыток будет больше, однако есть нюанс: представительству полностью принадлежит один из дилеров — «Порше Центр Москва», он наторговал в прошлом году на миллиард рублей с хвостиком, однако все равно остался в минусе на 82 миллиона. Всего в Москве продолжают работать пять дилеров Porsche. Не у всех из них можно выявить реальную финансовую ситуацию, ибо некоторые остаются филиалами более крупных дилерских холдингов. Вот разве что у «Порше Центр Рублевского», принадлежащего АО «Спорткар-Центр», дела идут неважно: если в 2022 году компании удалось удержаться в плюсе на 150 миллионов, то в 2023-м убыток составил 227 миллионов.
В общем, богатые тоже плачут и стараются привлечь покупателей как только могут. Вот, к примеру, «замена масла — всего 20 911 рублей», да еще и «с использованием оригинального». При этом дилеры не всегда могут быстро найти даже новую резину или стекло, не говоря уже о более серьезных запчастях… По части Porsche остается добавить, что в I квартале 2024 года на учет встали 539 автомобилей этой марки, из которых только 30 были выпущены в 2024 году. Что касается параллельного импорта, то с 1 апреля по 29 мая включительно ввезено всего 39 образцов, в основном — Cayenne и Macan, так что кому нужно — пожалуйста.
Между тем представительство сумело сохранить дилерскую сеть, хотя в некоторых салонах часть площадей отдана под китайские марки, и продолжает обеспечивать гарантию. Более того, с февраля 2022 года «Тойота Мотор» провела в России шесть отзывных кампаний, из них две — в этом году: 10 января владельцев Highlander попросили заехать в сервисы для проверки накладки переднего бампера, а 31 мая владельцев TLC300 — для проверки некоей «тормозной муфты». После некоторых затруднений с расходниками, возникших весной–летом 2022 года, московские дилеры наладили поставки в основном через Казахстан. Обслужить ту же Camry, по крайней мере в Москве, можно совершенно свободно: фильтры, колодки, ходовая кузовщина в наличии, а при смене масла на седане 2020 года с мотором 2.5 (кузов XV70) предлагают официальное, которое так и называется Toyota — со слов дилеров, его поставляет представительство. Интересно, что нынче заливают в канистры с учетом запрета японского правительства на экспорт в Россию автомобильного моторного масла с 5 апреля? В общем, с масляным фильтром замена масла обойдется в 9900 рублей. Можно приехать и со своей канистрой, что даст экономию в 5000 рублей. За замену колодок по кругу и передних дисков просят около 47 000 с учетом родных запчастей, но можно договориться и на «неофициальный официал», что опять же даст скидку. В общем, расходники в наличии, равно как и стекла, бамперы, крылья на ходовые модели.
После продажи завода в 2023 году представительство Toyota вышло в плюс, заработав чуть менее миллиарда, но именно нынешний год покажет, возможна ли прибыльная деятельность в текущих условиях, когда фактически импорт невозможен. Напомним, что правительство Японии еще в августе 2023 года ввело запрет не только на поставки любых гибридов и «электричек», но, самое главное, на машины с ДВС рабочим объемом от 1,9 л, из-за чего возможности импортеров резко сократились.
В I квартале в России встали на учет 5216 автомобилей марки Toyota. Из указанного объема половину произвели в Китае, при этом только 31 машина была выпущена в 2024 году. Из этих трех десятков 12 Ленд Крузеров умудрились привезти непосредственно из Японии — естественно, окольными путями. В последние два месяца по процедуре параллельного импорта через границу ввезли лишь 18 Лексусов, при этом только за май — 90 автомобилей Toyota. У московских дилеров в свободном доступе и в широком ассортименте имеются Camry, RAV4 и, естественно, Land Cruiser, но на доставку остальных автомобилей, как правило, нужно заключить договор.
Не отходя далеко от японского рынка, посмотрим, что происходит у Suzuki с учетом возникших ограничений. Как мы сказали, российское представительство марки — единственное из «ушедших», кто продолжает регулярно рассылать журналистам пресс-релизы, будто бы ничего и не случилось. Правда, теперь они касаются в основном обслуживания, истории Suzuki и событий, происходящих в мире. С расходниками у московских дилеров все в порядке (благо модельный ряд небольшой), только, само собой, родные колодки на ту же Vitara они уже давно не ставят, ибо еще в прошлом году комплект стоил 25 000 рублей. Сегодня за замену колодок Akebono (это проверенный аналог) и передних дисков придется выложить 30 000–34 000 с учетом проведенных работ. Масло в четырехлетней Витаре с атмосферным мотором 1.6 поменяют за 9000 рублей, или за 5000, если приехать со своей канистрой. Кстати, в эту сумму входит снятие-установка защиты поддона картера и, естественно, фильтр. В общем, расходниками дилеры Москвы обеспечены.
Что касается деятельности представительства, в 2022 году «Сузуки Мотор Рус» вышло в минус, но в 2023 году наторговало запчастями для дилеров на 640 миллионов рублей прибыли. Импорт автомобилей практически прекратился: в I квартале 2024 года на учет встали только 243 машины, из которых ни одного экземпляра не было выпущено в текущем году. При этом за последние два месяца по процедуре параллельного импорта в РФ завезли только одну Сузуки.
Между тем «Мотор-Плейс» использует не только процедуры параллельного импорта, через которые в массе своей везут кроссовер UR-V, собранный на китайском совместном предприятии с Dongfeng — в I квартале реализовано только 24 машины. Практически все остальные модели формально продаются как подержанные с «автовозным» пробегом через программу Honda Approved. Проще говоря, они завозятся, точнее, завозились на физлица. В этом году такой способ импорта фактически отпал, поэтому менеджменту «Мотор-Плейса» придется призадуматься. Сейчас цены на все Хонды — что поставленные из Китая, что из США, очень высоки, и это естественным образом ограничивает спрос.
Mazda всегда была для дилеров самым привлекательным брендом, если не брать во внимание премиум-сегмент. По состоянию на сегодня ООО «Мазда Мотор Рус» не просто сохранило весьма обширную дилерскую сеть, но еще и сумело заработать в прошлом году 580 миллионов рублей. Сейчас купить новые машины можно в 49 автосалонах по всей стране и еще в 20 местах — получить официальное техническое обслуживание. С расходниками у сервисных станций проблем нет, вопросы с редкими запчастями решаются в массе своей оперативно
Продажи Subaru в I квартале тоже невелики — на учет встали 520 машин, из которых 501 поступила из Японии. Между тем ситуация в российском представительстве марки, на 65,13% принадлежащем Sojitz Corporation, на 33,4% — Subaru Corporation и на 1,47% — «У Сервис+», представляется наиболее устойчивой. Дело в том, что японцы в свое время — задолго до украинских событий — решили играть на российском рынке дуплетом и приобрели дилерский бизнес «У Сервис+». Таким образом, на рынке действует еще и сеть «Санрайз Групп», принадлежащая отнюдь не представительству, а напрямую Sojitz Corporation в полном объеме. Интересно, что «Санрайз Групп» вовремя сориентировалась, набрала китайских брендов и сейчас в существенной степени марка Subaru сохраняется в России именно благодаря продажам китайских машин.
Официально ни представительство Subaru, ни «Санрайз Групп» не импортируют новые машины, зато торгуют ими с удовольствием, причем с предоставлением полноценной заводской гарантии. Да-да, уникальный факт: представительство Subaru обеспечивает гарантией в России машины с других рынков, к примеру, из Казахстана. Единственное исключение — автомобили из США. К слову, обслужить могут даже владельца «праворульки», правда, не так быстро, как хозяина машины с левым рулем. Добавим, что по состоянию на конец прошлого года у Subaru в России было 46 дилеров, из которых 18 — находились в статусе сервисных партнеров. Что касается «параллельных» образцов, по указанным причинам в последние два месяца было завезено только 12 экземпляров.
У Mitsubishi в I квартале набралось 1593 покупателя. Однако ни одна из проданных машин не была выпущена в 2024 году. Более того, 936 экземпляров относятся еще к выпуску 2022 года. Интересно, что у дилеров и по состоянию на сегодня остались калужские образцы, при этом попытка привить россиянам любовь к моделям рынка Юго-Восточной Азии — тому же Xpander, закончилась неудачей. В то же время дилеры нашли отдушину в виде поставок из Таиланда, откуда приходят пикапы L200 и Montero Sport, то есть знакомый нам Pajero Sport, однако и они имеют ограниченный сбыт. К слову, за последние два месяца «в параллель» было завезено только 29 Мицубиси.
Напомним, что у Mitsubishi в России до февраля 2022 года было два представительства. Одно — «Мицубиси Моторс Рус», которое занималось производством и представляло интересы штаб-квартиры на заводе в Калуге. У него за прошлый год образовалось 4 миллиарда убытков в связи с простоем японской части предприятия. Не видя перспектив возобновления выпуска Аутлендеров и Паджеро Спорт, японцы вышли из капитала завода. Судя по всему, в этом году у компании будет тоже минус, ибо, по данным Интерфакса, за выход из бизнеса японцы заплатили компенсацию в размере 3 млрд рублей. Если «Мицубиси Моторс Рус» не ликвидируют до конца нынешнего года, вероятно, это будет означать, что японцы не оставляют надежду вернуться к российской сборке. Что касается другого представительства, которое и занималось импортом и дистрибуцией — «ММС Рус», в 2022 году компания показала устойчивый плюс в 2,2 млрд рублей, но в 2023-м оказалась в символическом минусе на пять с лишним миллионов. При этом на самые ходовые российские модели, то есть на Outlander, Pajero Sport и ASX у московских дилеров расходников в достатке, как и наиболее ходовых запчастей.
Напомним, что у Mitsubishi в России до февраля 2022 года было два представительства. Одно — «Мицубиси Моторс Рус», которое занималось производством и представляло интересы штаб-квартиры на заводе в Калуге. У него за прошлый год образовалось 4 миллиарда убытков в связи с простоем японской части предприятия. Не видя перспектив возобновления выпуска Аутлендеров и Паджеро Спорт, японцы вышли из капитала завода. Судя по всему, в этом году у компании будет тоже минус, ибо, по данным Интерфакса, за выход из бизнеса японцы заплатили компенсацию в размере 3 млрд рублей. Если «Мицубиси Моторс Рус» не ликвидируют до конца нынешнего года, вероятно, это будет означать, что японцы не оставляют надежду вернуться к российской сборке. Что касается другого представительства, которое и занималось импортом и дистрибуцией — «ММС Рус», в 2022 году компания показала устойчивый плюс в 2,2 млрд рублей, но в 2023-м оказалась в символическом минусе на пять с лишним миллионов. При этом на самые ходовые российские модели, то есть на Outlander, Pajero Sport и ASX у московских дилеров расходников в достатке, как и наиболее ходовых запчастей.
ООО «Ягуар Ленд Ровер» — российское отделение британской компании юридически в России все еще существует, поддерживая работу так называемых технических партнеров: в Москве своих «британцев» можно обслужить аж в десяти местах, при этом многие крупные дилеры — тот же «Авилон» — самостоятельно работают как импортеры Land Rover, изыскивая возможности поставлять запретные машины. Правда, и покупать, и ремонтировать «британцев» так же дорого, как и Porsche, а местами даже дороже… Интересно, что в 2022 году представительство было в убытке на миллиард рублей, а в прошлом году — видимо, после многочисленных «оптимизаций» — убытки сократились до 560 миллионов. На сколько еще хватит пороху у штаб-квартиры, сказать трудно…
Напомним читателям, что у каждой из корейских марок Kia и Hyundai в России имеется свое представительство. По состоянию на сегодня в каждом их них остался минимум сотрудников, которые как могут обеспечивают дилеров расходниками. Как сообщают наши конфиденты, основной отток людей из «Хендэ Мотор СНГ» случился после того, как в АГР перешел бывший исполнительный директор представительства Hyundai Алексей Калицев — за ним ушли не только руководящие сотрудники, но и менеджеры среднего звена. Иногда в АГР переходили чуть ли не всем отделом.
Важным представляется тот факт, что корейские представительства в нынешних условиях показывают прямо-таки супер-пупер финансовые результаты, а конкретно: «Хендэ Мотор СНГ» 2023 году заработала 5,6 млрд рублей. А «Киа Россия и СНГ» — аж 13,1 млрд! Однако же весьма странно слышать после таких цифр соображения о скором закрытии корейских представительств…
Что касается дилеров: в Москве осталось немало салонов корейских марок, в них представлен практически весь модельный ряд 2022 года, однако из-за высоких цен продажи постепенно падают, при этом складские запасы еще далеки от истощения. Другое дело, что такая стратегия может быть вполне осознанной: взвинтить цены и увеличить срок простоя машины на площадке, при этом побольше заработать на ней, попутно усиливая «подержанное» направление и другие виды бизнеса. В московских салонах расходники имеются на все модели, которые оба бренда успели запустить до начала событий на Украине. Ходовая кузовщина, лобовые стекла — также в наличии, по крайней мере мы при нашем обзвоне ни разу не наткнулись на отказ или длинный срок ожидания.
Итак, мы прошлись по ситуации у брендов, формально прекративших продажи, но оставшихся в России для поддержки клиентов. Ситуация у всех разная, однако ни по одному из перечисленных представительств, может быть, за исключением «Ягуар Ленд Ровера», мы не дадим негативного прогноза по уходу из России не только на 2024 год, но даже и на 2025-й.